ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Аэростат (упрощённо и не вполне точно – воздушный шар) – летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха (согласно закону Архимеда)
Аппендикс – нижнее отверстие в аэростатах, снабжённое матерчатым рукавом. Аппендикс служит для наполнения аэростата газом и для выхода расширяющегося газа во время свободного полёта, при этом аппендикс не завязан.
Баллонет – небольшой внутренний газонепроницаемый отсек, находящийся между газовой и внешней оболочкой дирижабля
Балласт – Специальный груз для регулирования высоты полета аэростата.
Вакуумные дирижабли – оболочка вакуумирована, внутри которой разреженный воздух.
Вариометр (от лат. vario – изменяю и греч. metrio – измеряю) в авиации – пилотажный прибор, показывающий скорость изменения высоты полёта летательного аппарата
Вертикальное оперение – обеспечивает путевую устойчивость, управляемость и балансировку относительно вертикальной оси.
Водород – наиболее легкий газ из всех химических элементов.
Воздухозаборник – применение воздухозаборника уменьшает вероятность образования "ложек" на оболочке.
Воздухоплавание (аэронавтика) происходит от греческих слов – аэр (aer), что означает воздух, и наута (греч. ναυτα), что означает плавающий, мореплаватель. Управляемые или неуправляемые полёты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха
Воздухоплаватель (аэронавт, аэростьер, лётчик, пилот, авиатор) – человек, который летает на аэростатах, занимается воздухоплаванием, поднимается в небо на воздушных шарах.
Высотомер (или альтиметр от лат. altus высоко) – пилотажно-навигационный прибор, указывающий высоту полёта
Газовые баллоны – размещаются по углам внутри корзины. В баллонах содержится газ (пропан - бутан), который по шлангам подается на горелку.
Газовые дирижабли - использующие в качестве несущего газ с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха при равных температуре и давлении.
Гелий – инертный одноатомный газ без цвета, вкуса и запаха, является вторым по лёгкости (после водорода) химическим веществом.
Гондола аэростата – кабина управления аэростата, в которой располагается экипаж или контрольные устройства аэростата.
Горизонтальное оперение - обеспечивает продольную устойчивость, управляемость и балансировку.
Горелка – является составной частью тепловой установки аэростата. Ее основное назначение - качественно сжечь поступающий в нее газ и обеспечить безопасный нагрев воздуха в оболочке, начиная от подготовки к полету кончая посадкой.
Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно винтовой с электрическим двигателем или с двигателем внутреннего сгорания) и системы управления ориентацией (рули управления), благодаря которой дирижабль сможет двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.
Жёсткий дирижабль – тип дирижабля, основной особенностью которого являлось распределение несущего газа по отдельным замкнутым отсекам, размещённым внутри обтянутого тканью металлического (реже – деревянного) каркаса, воспринимавшего все нагрузки и избавлявшего от необходимости поддерживать посредством баллонетов избыточное давление несущего газа.
Клапан – устройство, предназначенное для открытия, закрытия или регулирования потока при наступлении определённых условий (повышении давления в сосуде).
Команда сопровождения – лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по сопровождению и обслуживанию аэростата при выполнении полетного задания.
Монгольфьер (фр. Montgolfière) – аэростат с оболочкой, наполненной горячим воздухом.
Метан – простейший углеводород, бесцветный газ(в нормальных условиях) без запаха, малорастворим в воде, легче воздуха.
Мягкий дирижабль – дирижабль, у которого матерчатая оболочка служит также оболочкой для газа.
Оболочка – основная часть конструкции аэростата, содержащая средство создания подъемной силы.
Оперение (оперение летательного аппарата, стрелы, ракеты) – аэродинамические поверхности, обеспечивающие устойчивость, управляемость и балансировку аэростата.
Пассажир – лицо, находящееся на борту аэростата, не имеющее специальных заданий или обязанностей.
Парашютный клапан – устройство, используемое для уменьшения скорости подъема или для начала снижения, а также для выпуска воздуха из оболочки.Оно состоит из большого круглого полотнища, закрывающего снизу отверстие в верхней части оболочки. Клапаном управляют путем натяжения красного фала, который спускается вниз в корзину.
Пилот – человек, управляющий транспортным средством. Обычно пилотами называют людей, управляющих летательными аппаратами (Воздухоплаватель, аэронавт, летчик, авиатор).
Подъёмная сила – составляющая полной аэродинамической силы, перпендикулярная вектору скорости движения тела в потоке жидкости или газа, возникающая в результате несимметричности обтекания тела потоком.
Полужёсткий дирижабль – разновидность дирижабля, конструктивно выполненного с частичным каркасом, препятствующим деформации его оболочки.
Полет аэростата – движение аэростата в воздухе под воздействием всплывной силы и воздушного потока с момента старта до окончания посадки.
Привязной аэростат – аэростат, поднимающийся на удерживающем его привязном тросе, нижний конец которого закреплён на лебёдке.
Привязной подъем – это режим работы аэростата на ограниченном пространстве без перемещения, с набором высоты до 25 метров. В целях обеспечения безопасности подъемов, аэростат крепится страховочными фалами к наземным конструкциям.
Розьер (англ. Rozière balloon) – воздушное судно легче воздуха, использующее для полёта подъёмную силу двух оболочек, наполненных соответственно газом с удельным весом ниже воздуха и нагретым воздухом.
Реципиент – это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта.
Свободный аэростат – неуправляемый (как правило) аэростат; применяется для изучения атмосферы, астрономических исследований, испытаний аппаратуры и снаряжения, переноса и сброса боевых грузов, спортивных, рекламных, разведывательных и других целей.
Сдвиг ветра – изменение скорости или направления ветра на относительно малом перепаде высот.
Стабилизатор – предназначен для предотвращения изменения параметров под действием дестабилизирующих факторов.
Тепловые дирижабли – использующие в качестве несущего газа нагретый воздух, плотность которого из-за этого ниже окружающего оболочку воздуха, но температура внутри оболочки значительно выше температуры атмосферного воздуха.
Термик (термический поток) – представляет собой массу поднимающегося воздуха, которая при этом может перемешиваться с окружающим воздухом.
Фал управления клапаном – фал, позволяющий экипажу открывать парашютный или иной клапан на оболочке аэростата.
Фал управления парашютным клапаном – представляет собой гибкий шнур (веревку) из прочного термостойкого материала. Предназначен для открытия парашютного клапана.
Шарльер (фр. charlière) – аэростат, наполненный водородом, гелием или другими газами легче воздуха.
Шасси летательного аппарата – система опор летательного аппарата, обеспечивающая его стоянку, передвижение по аэродрому или воде при взлёте, посадке и рулении. Обычно представляет собой несколько колёс, иногда используются лыжи или поплавки.
Экипаж (фр. équipage – «оснащение корабля; судовая команда»; от фр. équiper – «снаряжать, снабжать, экипировать») – группа людей, объединённых в упорядоченную иерархическую структуру с целью выполнения совместной работы или совместного задания на движущемся средстве.