07.01.2005  Компаньон online
Экстрим-преимущества  

Давно замечено, что многие современные туристы любят путешествия «погорячее». Это можно объяснить многими причинами: одни отдают дань моде, другие ищут новые пути самовыражения, третьи - и таких, наверное, большинство - стремятся снять напряжение и получить свою дозу адреналина. Ведь по известным политическим, экономическим, экологическим и другим причинам в современном обществе весьма увеличилось количество стрессовых ситуаций, а активный отдых - один из лучших способов снятия напряжения.

Долю туристов, интересующихся экстремальными развлечениями, точно оценить невозможно. Но по наблюдениям, в Турции около 30% отдыхающих за неделю хотя бы раз выезжают на джип-сафари, рафтинг, экскурсию на яхте. Аналогичная статистика и для Египта, только там набор развлечений иной, что определяется другими природными ресурсами. Кроме того, многие экстремальные развлечения (банджи-джампинг - прыжки на резиновом тросе, подъемы на шарах, полеты на парашютах и т. п.) - это также зрелище, за которым увлеченно наблюдают те, кто сам не решается на экстрим.

Организацией самих экстремальных развлечений могут заниматься частные предприниматели, небольшие компании, спортивные федерации. А их агентами, работающими с клиентами, могут стать гостиницы, турфирмы. Именно так подобные бизнесы организуются практически везде в мире.
Полеты на воздушных шарах

Леонардо да Винчи написал: «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо». Великий итальянец оказался прав: туристов очень привлекает романтика полетов на воздушном шаре. Но в то время как во многих странах воздухоплавание уже приносит немалые доходы субъектам бизнеса, в Украину только приходит осознание такой возможности.

«Воздушные шары летают на свободе и деньгах», - говорит Вячеслав Гардашник, вице-президент Федерации воздухоплавания Украины. История этот тезис подтверждает: в Польше и других странах бывшего соцлагеря воздухоплавание возникло в середине 1980-х годов, а на территории бывшего СССР, в том числе и в Украине, - только в начале 1990-х - после обретения ею независимости и снятия надуманных ограничений на подобные полеты.

Влияние финансовой стороны не менее существенно - как и почти все виды экстремального туризма, воздухоплавание считается дорогим удовольствием. Стоимость одного воздушного шара составляет в среднем $30 тыс. Половина этой суммы - $15 тыс. - приходится на оболочку (сам шар без корзины и соединяющих веревок), которая рассчитана на 300 часов полетов. То есть за один двухчасовой полет амортизируется $100 стоимости оболочки, не учитывая суммы амортизации остальных составляющих воздушного шара. Кроме того, для организации двух часов полета на воздушном шаре необходимо сжечь горючего на $40 и оплатить работу экипажа. Общая сумма затрат (приблизительно $280 на один полет) покрывается за счет $350 дохода - во столько оценивают на сегодняшний день один полет украинские операторы.

Бизнес на воздушных шарах можно развивать в двух направлениях: туристическом и рекламном. На данный момент главные дивиденды воздухоплаватели получают именно от последнего. Шары в этом случае используют в привязном режиме, поднимая на высоту до 100 м над местом проведения определенной акции.

Свободное воздухоплавание используется в туристических целях. Именно эта ниша сейчас не занята и очень привлекательна для инвестиций, поскольку для развития свободного туристического воздухоплавания Украина обладает всеми необходимыми природными ресурсами. Перспективными считаются такие зоны, как Крым (где с высоты птичьего полета можно любоваться видом сразу двух морей - Черного и Азовского), Киев и Львов (красивые исторические города), Каменец-Подольский (с возможностью пролета под мостом, что и сейчас практикуют во время проведения спортивных фестивалей воздухоплавания), Аскания-Нова, Карпаты. Интересен опыт Турции, ЮАР и других стран, в живописных местностях которых организовывают экскурсии на воздушных шарах, поднимая их на рассвете. В Германии во время пивных фестивалей над местом проведения празднеств осуществляют полеты на аппаратах в виде пивных бутылок или бокалов.

На сегодняшний день в Украине есть 20 воздушных шаров (для сравнения: в Германии - 6000, в Голландии - 400, в России - 370), большинство из которых рассчитаны на подъем трех человек: одного пилота и двух пассажиров. С начала «эры» воздухоплавания в Украине производились небольшие шары, которые можно использовать как в спорте, так и в туризме. Но практика западных стран показывает, что в арсенале необходимо иметь также большие аэростаты вместимостью не менее 6-8 человек, что поможет снизить стоимость экскурсии с $350 за один двухчасовой полет ($175 с человека) до $100 с человека. В Великобритании производят 20-местные воздушные шары, которые летают во многих странах мира.

По оценкам Вячеслава Гардашника, для обеспечения туристических и рекламных потребностей в Украине должно быть по меньшей мере 170-180 воздушных шаров, т. е. в 9 раз больше, чем на сегодняшний день: «Во-первых, в каждой области должна быть своя команда воздухоплаванья и минимум 2-3 аэростата; во-вторых, в Украине есть 40-50 крупных предприятий - потенциальных пользователей рекламных возможностей воздушных шаров; и, в-третьих, часть шаров будет использоваться частными лицами для своих потребностей и для организации собственного бизнеса. Сейчас воздушные шары доступны лишь в Киеве, Феодосии и Львове».

Кроме технической стороны вопроса, необходимо наладить и организационную. На данный момент турист, который не против покататься на воздушном шаре, не знает, куда ему обращаться, чтобы осуществить свое желание. А обращаться пока можно только в Федерацию воздухоплавания и ее филиалы, т. к. на плановую основу (когда организацией туров занимаются туристические компании) этот бизнес, к сожалению, пока не поставлен. Но первый шаг должны сделать все же турфирмы, т. к. именно они призваны работать с клиентами и продавать услуги в пакете.

http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=176&Callback=69

Лилия Шульгина