04.10.2007  NEWS2000
Шаровая авиация  

В последнее время в небе над Киевом и другими городами все чаще можно увидеть огромные воздушные шары. Над столицей они летают в основном по большим праздникам (как было, например, в День Независимости). Наши мастера — не новички и на международных соревнованиях. А главное — отечественные воздухоплаватели вовсе не какая-то закрытая каста: прокатить на необычном транспортном средстве они готовы каждого. Нынешним летом радость от такого полета ощутил и корреспондент «2000».

С самолетов на аэростаты

В Украину этот вид спорта пришел примерно двадцать лет спустя после появления на Западе. На первый взгляд это может показаться странным, но в какой-то мере этому способствовал распад СССР. После того как предприятия военно-промышленного комплекса остались без заказов, их высококвалифицированные специалисты начали искать новые пути реализации своих знаний, опыта и творческого потенциала.

Среди работавших на военную авиацию нашлось несколько энтузиастов воздухоплавания, одним из которых был Александр Николаев, нынешний президент Федерации воздухоплавания Украины. А в те годы он работал ведущим инженером по испытаниям парашютной техники в Феодосийском научно-исследовательском институте аэроупругих систем.

Именно тогда, в начале девяностых, этот институт выполнил заказ на изготовление двух тепловых аэростатов для России. Полученную прибыль было решено использовать на выпуск воздушных шаров уже для Украины. Таким образом у нас появились первые два аэростата, которые защищали цвета Украины на чемпионате мира в Люксембурге в 1993 г. Кроме того, они позволили впервые привлечь спонсоров к отечественному воздухоплаванию благодаря заказам бизнесменов на размещение рекламы.

После такого почина кое-кого из украинских спонсоров удалось заинтересовать постройкой именных (или брендовых) воздушных шаров — таких как «Славутич», «Укргазпром», «ТНК» и других. Идея очень простая: спонсор оплачивает изготовление аэростата с красочным изображением своей символики, а также его полеты в спортивных и рекламных мероприятиях. И все довольны: потребитель товаров и услуг той или иной компании любуется ее парящим логотипом, компания получает оригинальный и яркий носитель рекламы величиной с пятиэтажный дом, а воздухоплаватель — возможность летать.

Одно время украинское воздухоплавание получало финансовую поддержку и от госструктур, благодаря чему появилось несколько «патриотических» летательных аппаратов — «Украина», «Киев», «Донецк», с которыми наши спортсмены участвовали в различных соревнованиях, популяризуя родную страну.

Кроме того, как это имеет место за рубежом, аэростаты использовались в предвыборной кампании — в 2002 г. блок «За єдину Україну» воспользовался услугами «авиаторов-шаровиков», однако в последние годы интерес государственных и партийных структур к этому виду рекламы несколько снизился.

Есть еще один способ зарабатывать деньги с использованием воздушных шаров — туристические полеты над живописными заповедными территориями (подробнее об этом можно узнать на сайте Киевского воздухоплавательного общества — http://kievballoons.com.ua). Удовольствие это недешевое, и все же многие наши сограждане готовы выложить порядка ста условных единиц за часовое удовольствие полюбоваться природными достопримечательностями под таким необычным ракурсом. И следует признать, оно таких денег стоит!

Парусники Пятого океана

Взлет быстрый и в то же время почти незаметный. Проходит всего пять секунд — и люди на земле уже кажутся какими-то насекомыми. И главное — все происходит в полной тишине, лишь время от времени нарушаемой звуками газовой горелки для поддержания нужной температуры воздуха внутри оболочки.

Тот, кто летал на самолете, невольно ожидает услышать гул мотора или какие-то другие посторонние шумы, но эти ожидания напрасны. Шар полностью во власти ветра — куда ветер, туда и вы. Пилот может регулировать лишь высоту, пытаясь поймать воздушный поток нужного направления.

Сами собой вспоминаются строки из книги известного российского ученого и автора песен Александра Городницкого, посвященные, впрочем, не полету на аэростате, а плаванию на паруснике: «На современных кораблях никогда не возникало странного ощущения полета, которое охватывает только на палубе парусника, бесшумно движущегося в океане, чуть накренясь на один борт. Пароходы, толкаемые винтом, рассекают воду, как плуг пашню — парусник, перемещаемый, как и волна, ветром, не режет воду, а движется вместе с ней. И вместо постоянной неприятной вибрации палубы и стука машин — полная тишина, нарушаемая только негромким шелестом волны о борт и скрипом снастей».

Так вот, если плавание на паруснике сопровождается чувством полета, то полет на аэростате кажется каким-то сказочным плаванием в неведомом океане. А почему бы и нет? Ведь называют же иногда атмосферу Пятым океаном...

Немецкий воздухоплаватель Клаус Вайсгербер говорит: «Пилотировать воздушным шаром несложно. Это просто ответственная ручная работа, которую можно сравнить с работой ювелира. Как не сделает плохую работу ювелир, так и пилот не может себе позволить плохо работать».

Полеты с признанием в любви

По словам одного из участников такого «аттракциона», «взлетев однажды на воздушном шаре над нашими просторами, вы увидите, как они прекрасны с высоты птичьего полета. Представьте, как вы грациозно и плавно взлетаете в небо на таком необычном средстве перемещения в воздухе, и уверяю вас, вы никогда не забудете этих невероятных ощущений». А если вы такой подвиг совершаете впервые, то после полета в дополнение к уже полученным впечатлениям вас ожидает традиционный ритуал «посвящения в воздухоплаватели» с обязательным шампанским и вручением соответствующего свидетельства. Такой сервис хорошо развит в западных странах, однако все больше распространяется и у нас.

Кстати, одна из его разновидностей — заказ «полета в подарок», причем нередко он сопровождается признанием в любви. Как утверждает двукратный чемпион Украины Владислав Клименко, «программа «Все для тебя» у нас отдыхает» — впечатления от «подарочного» полета ничуть не хуже сюрпризов упомянутой телепередачи. Более того, на памяти Влада еще не было ни одного отказа в предложении руки и сердца, сделанного столь экзотическим способом. Любопытно также, что заказы на подобные «полеты с признаниями» чаще поступают от представительниц прекрасного пола.

«Штурм» крепости под фейерверк

В мире проводятся сотни фестивалей воздушных шаров, и Украина тоже не является исключением. Наиболее известным и традиционным в последние годы стал фестиваль «Воздушное братство», этапы которого проходят в разных городах, чаще всего в Киеве, Феодосии, Каменце-Подольском.

Хотя полеты над столицей проходили и в рамках Кубка независимости, и в окрестностях Макарова, райцентра Киевской области. Над Киевом совершали так называемые «свободные полеты» (ради удовольствия) наиболее опытные пилоты, имеющие специальное разрешение. Ведь для многих спортсменов из других городов и стран увидеть нашу столицу (и не только ее) сверху — давняя мечта.

И вообще хорошо организованный фестиваль включает в себя не только спортивные соревнования, но и рекламно-развлекательные мероприятия. В идеале такой фестиваль должен стать масштабным впечатляющим праздником для участников и зрителей. Например, в Каменце-Подольском (2005 г.) его апогеем стало лазерное шоу и фейерверк, показанные после наступления темноты.

Сценой выбрали старинную городскую крепость. Посмотреть на красочное представление съехались десятки тысяч зрителей не только из Украины. Воздушные шары зависали над стенами крепости, освещенной десятками прожекторов, а на близлежащем холме лазер вырисовывал удивительные мультипликации. В полночь же исключительный по красоте фейерверк яркими звездными вспышками оповестил зрителей о закрытии фестиваля.

Воздушное «ралли»

Спортивная часть программы проходит по определенным правилам, утвержденным Международной федерацией воздухоплавания.

Однако главная идея соревнований достаточно проста: аэростат должен пройти несколько целей, то есть обозначенных на карте точек, и отметить их сброшенным маркером (коими служат яркие цветные ленточки с прикрепленным к ним каким-нибудь балластом). Количество зачетных баллов зависит от точности сбрасывания маркеров, а иногда и от скорости прохождения дистанции (впрочем, чаще всего пилотам требуется уложиться в отведенный лимит времени).

Поскольку аэростат не имеет двигателя, для достижения спортивного успеха мастерство пилотирования должно граничить с искусством. Скорость и направление воздушных потоков на разных высотах различна, что позволяет пилоту, маневрируя на высоте, изменять скорость и направление летательного аппарата. Это достигается регулированием интенсивности горения газа в горелке, что дает возможность усиливать или ослаблять температуру воздуха в оболочке шара и соответственно регулировать его подъемную тягу.

Следует также отметить, что полеты, как правило, проходят утром или вечером. В светлое время суток ветер наиболее спокойный, когда солнце стоит низко над горизонтом. Ночные полеты тоже в принципе возможны, однако в связи с ограниченной видимостью выдвигаются повышенные требования к освещению и другому специальному оборудованию аэростата. Поэтому большинство шаров в мире сертифицировано только для дневных полетов.

Мимо Книги рекордов Гиннесса

Двойственное чувство возникает при знакомстве с общим состоянием этого вида спорта и досуга в нашей стране. С одной стороны, по сравнению с некоторыми другими спортивными дисциплинами положение отечественных воздухоплавателей можно считать едва ли не привилегированным. Судите сами: для них налажено производство аэростатов, постоянно действует школа пилотов, проводятся соревнования... А с другой — один лишь красноречивый факт: сегодня в Украине насчитывается 15 аэростатов, в Литве и России — больше сотни, а в США — 10 тысяч!

Главная причина банальная — отсутствие систематической финансовой поддержки. Корпоративные спонсоры весьма охотно выделяют средства на мероприятия, непосредственно связанные с собственной рекламой, но на «абстрактные» (стратегические) задачи да и вообще развитие воздухоплавания в Украине раскошеливаться не желают. А государство (которое в данном случае олицетворяет национальная федерация) пока что в состоянии разве что раз в 2 — 3 года выделить деньги на поездки на международные соревнования.

И еще одна деталь. Прекрасно, что удалось наладить производство тепловых аэростатов. Однако после этого ни производство, ни воздушные шары не модернизировались, и сегодня мы продолжаем выпускать эти летательные аппараты образца 1991 г., в то время как в мире их форма стремительно меняется.

В общем, по образному сравнению самих воздухоплавателей, отечественные аэростаты отличаются от лучших зарубежных аналогов, как «Таврия» от «Мерседеса», что, конечно, снижает результаты наших спортсменов на международных соревнованиях. Так, на чемпионате мира в Японии, состоявшемся в ноябре 2006 г., единственный представитель Украины Владислав Клименко занял 47-е место среди 62 участников. Ввиду вышеуказанных причин Влад считает свой результат закономерным.

Хотя, конечно, наши пилоты надеются на лучшее. Тем более что их мастерство признано международным воздухоплавательным сообществом — трое украинцев входят в топ-сотню мировой классификации. А в 2005 году трое киевлян (Юрий Бейдик, Александр Пархоменко и Владислав Клименко) осуществили уникальный трюк: три шара, связанные между собой гибкими тросами, пролетели под 57-метровым мостом. Однако для занесения этого достижения в Книгу рекордов Гиннесса трюк требовалось повторить в присутствии международных наблюдателей, что оказалось для нашей страны непреодолимой преградой — средств, чтобы их пригласить и на пребывание в Украине, найти так и не удалось.

В ожидании бума

Для чего люди идут в воздухоплавание — для достижения спортивных высот или ради собственного удовольствия полетать и посмотреть на мир «глазами птицы»?

Владислав Клименко считает, что эти две категории воздухоплавателей разделились примерно поровну. Однако в любом случае в нашей стране пилотом воздушного шара можно стать лишь в Феодосии, пройдя курс обучения в единственной в Украине сертифицированной школе пилотов тепловых аэростатов, которая находится в Центре воздухоплавания. Каждый ее выпускник получает свидетельство (лицензию) в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO), после чего может участвовать в спортивных и других воздухоплавательных мероприятиях как в Украине, так и за рубежом. Поступить туда может любой желающий (если только нет медицинских противопоказаний). Правда, за обучение придется заплатить примерно 9 тыс. грн.

Президент Федерации воздухоплавания Украины убежден: будет праздник и на нашей улице! Он неутомимо старается убедить отечественные бизнес-круги: если сила ветра и визуальный эффект уже четверть столетия приносят коммерческую выгоду за рубежом, почему бы и у нас не использовать этот потенциал как можно шире? Тем более что кроме упомянутого мастерства наших пилотов, оптимизм вселяет и то, что среди «заразившихся» в последнее время «вирусом» воздухоплавания фигурируют и некоторые депутаты.

«Наши соотечественники неравнодушны к мировой моде, поэтому «воздушно-шаровой» бум обязательно накроет и Украину», — уверен Александр Николаев.

Николай ФУЗИК