21.05.2008  газета «Новая»
Гибель воздушного «Титаника» Третьего рейха  

Созданный как символ гитлеровской Германии, «Гинденбург» был самым крупным и дорогостоящим воздушным судном, подобно «Титанику» на воде. По иронии судьбы, его также ждала гибель. Крушение «Гинденбурга» надолго поставило крест на мировом дирижаблестроении.

«Футбольное поле» в облаках

Крупнейший в истории человечества дирижабль «Гинденбург» построили в 30-е гг. прошлого века в честь становления Третьего рейха. Считавшийся гордостью и богатством нацистской Германии, он величественно летал со свастикой на корме и был наиболее безопасным средством воздухоплавания, оснащенным передовым оборудованием.
Дирижабль (от фр. Dirigeable — управляемый) — летающий аппарат легче воздуха. Имеет обтекаемый эллипсовидный корпус, пропеллеры и одну или несколько гондол для команды, пассажиров и груза. Воздушный шар заполняется водородом или гелием. Форма дирижаблей поддерживается с помощью внутреннего давления. Их начали называть цеппелинами в честь немецкого офицера графа Фердинанда фон Цеппелина.

«Гинденбург» был настоящим летающим дворцом размером с два футбольных поля. Это элитное судно осуществляло перелеты из Европы в Америку с максимальным комфортом для пассажиров со скоростью 135 км/ч. На корабле было 26 двухместных кают, ресторан, бар, кухня, салон, читальный зал, не говоря уже о прогулочных галереях. В каждой каюте висел портрет генерал-фельдмаршала Гинденбурга, в честь которого величавый дирижабль и получил свое название. После визита Гитлера на корабле появились также портреты фюрера.

Особой популярностью у путешественников пользовался купол дирижабля, из больших панорамных окон открывался живописный вид. Пассажиров обслуживала команда из 50 человек. По тем временам путешествие на воздушном замке было настоящей роскошью. За билет в один конец платили $800!

Меры безопасности были строже, чем на судах. Команда надевала антистатическую верхнюю одежду и обувь на пеньковой подошве. Все на борту, включая пассажиров, перед посадкой обязывались сдать спички, зажигалки и электрические фонарики. Малейшая искра могла привести к трагедии.

Сгорел быстрее спички

Трагическое событие произошло через год после первого испытательного полета. До момента катастрофы «Гинденбург» совершил 21 рейс через Северную Атлантику и 16 — через Южную. 3 мая 1937 г. ему предстояло открыть новый летный сезон. Капитаном корабля назначили опытнейшего пилота 45-летнего Макса Прусса, ветерана Первой мировой войны. 6 мая «Гинденбург» должен был приземлиться в Нью-Йорке на аэродроме «Лейкхерст». В тот день из-за сильной непогоды он опаздывал почти на 10 часов. Среди пассажиров последнего рейса собрались «сливки» общества: «мясной» миллионер, фабрикант из Вены, три офицера германских ВВС, а также артисты, газетчики и фотографы. Путешествие подходило к завершению, дирижабль лениво плыл мимо нью-йоркских небоскребов, встречая восторженные взгляды журналистов, киношников и просто зевак. Дирижабль должен был причалить у 60-метровой мачты. Однако вовремя он так и не приземлился из-за разыгравшейся грозы. Капитан Прусс наматывал круги над аэродромом, а когда стихия утихла, стал приземляться.
«Золотой век» дирижаблестроения пришелся на начало прошлого века. В 30-е годы Советский Союз заказал итальянскому конструктору Умберто Нобиле построить 400 воздушных судов. Итальянец создал один из самых больших для своего времени дирижаблей. Правда, он разбился при попытке спасти людей с дрейфующей льдины. Он разделил судьбу другого дирижабля Нобиле, совершавшего перелет через Северный полюс.

Когда корабль находился в 20 метрах от земли, раздался сильнейший взрыв, который слышали за 15 миль. Огненный шар мгновенно охватил корпус, носовая часть круто поднялась в небо. Пассажиры и члены команды в панике выпрыгивали через окна и двери, надеясь спастись от огня. В воздухе запахло горелым мясом, были слышны жуткие крики умирающих.

До сегодняшнего дня сохранились письменные свидетельства тех трагических событий пассажира Леонхарда Адельта: «Я и моя жена были на прогулочной палубе и несколько взволнованно смотрели вниз на землю. Внезапно вокруг нас все стало зловещим и тихим, казалось, будто весь мир затаил дыхание. Я видел, что внизу люди вдруг онемели, но не знал, почему. Затем услышал легкий хлопок, не громче, чем при открывании бутылки пива, взглянул в направлении звука и увидел нежно-розовое сияние. Мне стало ясно, что наш корабль горит». Адельт с женой успели выпрыгнуть.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.


До земли было 12 м, судно корчилось в адском пламени, сорванные с мест стулья и столы забаррикадировали им путь. Они выскочили через окно, отделавшись легкими ушибами. Их примеру последовали еще несколько человек.

Только благодаря мастерству экипажа дирижабль аккуратно упал на землю. Из 97 погибло 35 человек. Через 32 секунды после взрыва «Гинденбург» напоминал больше недокуренную сигарету, чем величественный дирижабль.

Терракт или роковая случайность?

Даже спустя 70 лет после катастрофы никто не решается утверждать, что произошло в тот злосчастный майский день. Была ли это случайность, небрежность пилота или саботаж? Несмотря на то что расследовать трагедию начали в тот же день, мнения о причинах крушения «Гинденбурга» до сих пор противоречивы.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.


Свидетелей трагедии допрашивали почти месяц. Криминалисты располагали несколькими версиями, но ни одну не решались подтвердить. Самый вероятный вариант диверсии упорно отклонялся как американцами, так и немцами. Первые не хотели международного конфликта, вторые не желали признать, что гордость Третьего рейха можно уничтожить с помощью рук человеческих. В итоге отмели остальные версии: уничтожение дирижабля американским фермером и воспламенение смеси водорода с кислородом (гремучего газа) от разряда статического электричества. Дело закрыли. И лишь после окончания Второй мировой войны покрытый пылью архив снова достали и продолжили исследования. Как выяснилось, в свое время дело замяли спецслужбы нацистов, которые знали о готовящемся теракте. Перед роковым вылетом «Гинденбурга» дирекция фирмы получила анонимное письмо с угрозой отправить дирижабль «на тот свет». В качестве мер предосторожности проверили экипаж и пассажиров, но аварии избежать не удалось.
Дирижабли дешевле самолетов и вертолетов. Они могут доставлять грузы в самые недоступные места, где нет ни дорог, ни аэродромов, например, на нефтяные вышки в тундре. Это самый экономичный вид транспорта. К тому же самый экономичный вид транспорта.

В последние годы большинство экспертов, пытавшихся разобраться в загадочных обстоятельствах крупнейшей катастрофы, выделяют версию писателя Майкла Муни о спланированном взрыве при помощи мощной мины. Он утверждает, что все произошло не случайно. Взрыв был спланирован молодым 24-летним антифашистом Эрихом Спелем, техником по сборке самолетов. Он преследовал цель уничтожить не людей на корабле, а лишь символ фашистской Германии, но, по коварному стечению обстоятельств, сам стал жертвой трагедии. Из-за непогоды дирижабль приземлился с опозданием, а адская машинка была «запрограммирована» заранее. По задумке Спеля, мина должна была взорваться после того, как пассажиры оставят дирижабль. Но «Гинденбург» сделал «лишний» круг, и часовой механизм сработал.

Остатки корабля, которым когда-то гордилась нация, были собраны и отправлены на родину.

После катастрофы Германия приостановила все работы по дальнейшему строительству дирижаблей. Тем не менее свет увидел брат-близнец «Гинденбурга» — «Граф Цеппелин II». Но он уже не был успешным рейсовым кораблем, его использовали в шпионских операциях.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Вячеслав Гардашник, вице-президент Федерации воздухоплавания Украины:

— Я не согласен, что на снижение популярности дирижаблей в мире повлияли многочисленные катастрофы. Скорее, это были попытки авиации убрать с пути конкурентов. Ведь если покопаться в истории, с дирижаблями связано не так уж и много катастроф. В истории с «Гинденбургом» определенно была диверсия — дирижабль взорвали преднамеренно.

Что касается дирижаблестроения в нашей стране, то первый украинский дирижабль с патриотическим названием «Киев» был построен в 1910 году академиком Федором Андерсом, сыном токаря завода «Арсенал». На то время оригинальный летающий аппарат был только у нас и во Франции. На плававшем по небу 35-метровом «Киеве» организовали первые в мире коммерческие рейсы, перевозя горожан с Майдана на Труханов остров. Всего за пару месяцев первый в Украине дирижабль прокатил 200 пассажиров, при том, что на борт брали не более трех пассажиров. Уже в конце 70-х — начале 80-х гг. прошлого столетия на АНТК им. О.К.Антонова проектировали дирижабль «Кран», но дальше стадии разработки он не пошел. В 1991 г. львовяне Игорь Пастернак и Геннадий Верба делали попытки серьезно заняться дирижаблестроением, но по определенным причинам сейчас Пастернак строит дирижабли в Америке, а Верба — в России. В Украине на сегодняшний день дирижаблей никто не строит, так как после распада Союза финансирование этой отрасли полностью прекратилось. Многие опытные конструкторы подались за границу. Сейчас же гонка по созданию суперсовременных дирижаблей развернулась между Америкой и Россией. В Москве, например, власти закупили два дирижабля для патрулирования дорог.

Однако в Украине потенциал дирижаблестроения тоже есть. Нужно лишь найти источники финансирования. Сегодня были бы актуальны патрульные дирижабли, они могли бы контролировать границы нашего государства. А в преддверии «Евро-2012» Украина имела бы успех, если бы занялась строительством туристических и рекламных дирижаблей.

http://novaya.com.ua/?/articles/2008/05/21/154353-1 />
Диана Каминская