01.01.2006  Власть Денег
ВЫСОКАЯ КОММЕРЦИЯ  

Несколько столетий назад подняться в воздух в плетеной корзине под матерчатым куполом могли лишь представители «голубых кровей»: простолюдинам, ослушавшимся строгих законов, грозила смертная казнь. ХХ век максимально демократизировал воздухоплавание, сделав мечту о полете досягаемой, а само увлечение — модным. Бум «доступного воздухоплавания» на Западе датируется началом 1970-х, с появлением новых прочных тканей и изобретением современной газовой горелки. Тогда снизилась не только стоимость аэростата, но и затраты на эксплуатацию, т.к. отпала необходимость в приобретении довольно дорогого, но безопасного гелия или менее дорогого, но довольно опасного водорода. Самый крупный производитель аэростатов на сегодняшний день — компания Дона Камеруна — выпускает около 30 тепловых аэростатов в месяц, они легко управляются и не требуют специальных условий для взлета и посадки. Но это все на Западе. В Украине же одним из первых поверил в потенциал воздухоплавания испытатель парашютной техники Александр Николаев. Зародившись благодаря энтузиазму нескольких людей, украинское воздухоплавание сегодня развивается за счет вовлечения в рекламную и туристическую индустрию.

Воздушная демократизация

«Мы занимаемся самым честным «надувательством» в рекламном бизнесе», — c иронией утверждает Александр Николаев, президент Федерации воздухоплавания Украины. Эта организация — единственная в своем роде в Украине, объединяющая более 30 пилотов из разных городов, эксплуатирует 15 активно «работающих» воздушных шаров. Александр Николаев является своеобразным посредником между спонсором, оплачивающим изготовление воздушного шара и полеты, и командой пилотов.

«В Украину воздухоплавание пришло в начале 1990-х, стихийно образовались две группы энтузиастов в Киеве и в Феодосии, — вспоминает Александр. — Это было время, когда авиационщики лишились многих заказов, стали меньше летать, и воздухоплавание превратилось для них в своеобразную отдушину, где можно было применить свои знания и опыт, заняться конструированием, испытаниями и, кто знает, возможно, получить коммерческую выгоду, хотя поначалу мы о ней особо не задумывались».

Как раз в это время НИИ аэроупругих систем в Феодосии, где Александр работал ведущим инженером по испытаниям парашютной техники, получил заказ на изготовление двух тепловых аэростатов для России. Вырученную прибыль, по договоренности с руководством, пустили на создание украинских шаров. Так в Украине появились два первых аэростата, которые в 1993-м уже представляли национальную команду на Чемпионате мира в Люксембурге. Дальнейшее развитие воздухоплавания происходило уже с привлечением спонсоров. По примеру западных коллег украинские авиационщики, переквалифицировавшиеся в воздухоплавателей, предлагали свой профессионализм и эксклюзивность жанра взамен на финансовую поддержку. «Построив первые два шара, мы стали «подниматься» на заказах бизнесменов; вешали рекламные полотнища и летали с ними по стране», — рассказывает Александр.

Поначалу большую роль играли личные контакты. По мере раскрутки за разовыми контрактами последовали долгосрочные — с созданием именных аэростатов под конкретную компанию. За счет них развивается «шаровой» парк в стране и поныне. «Первый полностью брендированный шар с логотипом был изготовлен в 1996 г. по заказу компании «Союз-Виктан», потом был промо-тур по Украине под эгидой табачной компании «Бритиш Американ Тобакко», после которого о нас узнали, и мы стали активнее предлагать услуги по созданию брендированных аппаратов, — рассказывает Александр. — Появился аэростат «Славутич», «Укргазпром», «ТНК», «ГарантАвто», UМС, «Оболонь», «Индустриальный Союз Донбасса». Помимо коммерческой серии, развивалась и патриотическая: изготовление тепловых аэростатов «Киев», «Украина», «Донецк» оплатили государственные структуры, с ними мы активно выступали на международных соревнованиях, популяризируя страну».

Увы, три года назад 12 шаров были утрачены в результате пожара на складе, но сотрудничество с компаниями из сферы напитков, страхования, нефтяной и металлургической отрасли продолжилось. Однако из числа спонсоров выпали госструктуры — муниципальным властям самореклама, парящая в небе, стала неинтересна. «Досадно, конечно, — с подобными нейтральными шарами мы могли принимать участие в спортивных чемпионатах даже без привлечения спонсоров, за счет прибыли от своей коммерческой деятельности», — говорит Александр, затрагивая больную для себя тему спорта. Дело в том, что на развитие спортивного направления нужны средства, а заказчики, сконцентрированные на рекламе, раскошеливаться на абстрактные цели не спешат, так что генерального спонсора у украинской команды воздухоплавателей нет, не говоря уже об инвестициях в создание парка спортивных шаров. «Мне приходится идти на компромисс, — продолжает Александр. — Для спорта необходимы шары маленького объема, но для рекламных целей это неприемлемо. Я выбираю среднее, чтобы и людей возить, и на корпоративных праздниках выступать, и в соревнованиях участвовать. С каждым годом становится все сложнее, так как формы спортивных аэростатов стремительно меняются». Несмотря на это, трое украинцев входят в сотню лучших пилотов мира, а некоторые виртуозные трюки, выполняемые ими, продвинутым иностранцам и вовсе не под силу.

Шаровые вариации

Рекламная цель в воздухоплавании достигается незамысловатым образом: узнаваемый логотип парит по небу, потенциальный потребитель товаров или услуг любуется им с земли, а владелец бренда удовлетворяется повышением лояльности. Довольны все: воздухоплавателю оплачиваются создание аэростата и полеты, компания обзаводится оригинальным рекламным носителем, высотой с пятиэтажный дом, который можно «засветить» не только на родных просторах, но и за рубежом. Еще одно прибыльное применение изобретения Монгольфье — туристические полеты над заповедными территориями. Не обходится в воздухе и без политики, примеры тому — широкое использование аэростатов в президентской кампании Билла Клинтона, Бориса Ельцина, «Единой России». В Украине имеется и своя электоральная история: на прошлых парламентских выборах авиатур по стране проводил блок «За Єдину Україну». Нынешние кандидаты услугами воздухоплавателей пренебрегли: то ли политтехнологи потенциала летящих по небу плакатов не оценили, то ли погодный фактор подвел — основной сезон полетов в наших широтах длится с марта по ноябрь.

Александр Николаев признается, что ему приходится убеждать потенциальных спонсоров, что возможности использования воздушных шаров очень широкие: «Я буквально на пальцах объясняю им, что взлет, посадка и полет аэростата над городом неизменно привлекает к себе внимание. Кроме того, можно одеть в форму с корпоративной символикой экипаж, раздавать при взлете рекламные буклеты, сделать красочный ролик и т.п. Международные соревнования и фиесты (так называют массовые «тусовки» воздушных шаров — прим. «ВД») привлекают внимание телевизионщиков всего мира, это отличная возможность «засветить» логотип на их экране, не покупая рекламное время. И вообще, это практически Formula 1 в авиаспорте: не даром парком аэростатов владеют компании Coca-Cola, Fiat, немецкий пивной гигант Warstainer. В США и Европе более 20 тыс. шаров!». Однако мешает некое негласное правило — компании-конкуренты в воздухе не пересекаются: если один игрок отрасли шаром обзавелся, другой вложит деньги в любой вид спорта, но только не в воздухоплавание. А развитие воздушного туризма сдерживает, по словам Александра Николаева, национальная особенность характера: украинцы охотнее тратят деньги на полеты за рубежом, чем на родине: «Стандартная цена аренды шара — $300 в час за корзину (в нее вмещаются помимо пилота два-три человека), и заказать его могут как частные лица, так и организации; но, вместо полетов над Украиной, наши соотечественники отдают предпочтение воздушным прогулкам, например, над турецкой Каппадокией. Польские коллеги вообще уверены, что я самый богатый воздухоплаватель в мире, так как украинские туристы, приезжая к ним, тратят немалые деньги на экскурсии на аэростатах…».

По словам Александра, туроператоры тоже пока не раскусили потенциал этого направления: «Над заповедниками Кении летают огромные аэростаты с двухъярусными корзинами, туристам предлагается не только обзорная экскурсия, но и пикник на земле... Воздухоплаватели предоставляют лишь аппараты и услуги пилотов, вся остальная коммерческая выгода — у туркомпании». В Украине за воздушный туризм удалось сагитировать лишь фирму «Гамалия»: нынешним летом будет организован совместный тур в Каменец-Подольский.

Плати и лети!

Желающему обзавестись собственным воздушным шаром предстоит выложить около $30 тыс. Сумма немалая, но, учитывая цены на иные рекламные кампании, не шокирует. Она включает целый пакет — от конструирования до регистрации в соответствующих авиаслужбах (по законодательству, тепловой аэростат — это воздушное судно со всеми вытекающими из этого понятия требованиями). С момента оплаты шар, по всем документам, является собственностью заказчика, а с федерацией или входящим в нее клубом воздухоплавателей заключается договор об эксплуатации.

Сами аэростаты изготавливают и испытывают в Феодосии в НИИ аэроупругих систем, за рубежом закупается лишь специальная ткань, которую в нашей стране не производят. По словам Николаева, изготовление шара занимает в среднем 15 дней, все зависит от сложности корпоративной символики, необходимости вшивания аппликаций, подкладок под буквы. «Можно, конечно, купить аэростат у западных производителей, но я полагаю, что это нецелесообразно — лишняя трата денег и нервов, — говорит Александр. — Во-первых, они там дороже на 40%, во-вторых, их еще предстоит сертифицировать у нас». При желании в Феодосии можно обучиться на пилота в единственной пока в Украине Школе Воздухоплавания, получив лицензию на «вождение» в воздухе. Однако компании, прибегающие к «воздушной рекламе», предпочитают отдавать свою собственность в руки пилотов федерации, — так надежнее и не приходится беспокоиться о разрешении на полеты. Частный воздушный парк у нас в стране еще не сложился: в отличие от Запада, надежный Mercedes пока более весомый аргумент благополучия, чем эксцентричный летательный аппарат, несмотря на то, что заправлять его можно на любой АЗС, а взлетать — прямо с крыльца собственного дома.

Дальнейшие затраты собственника аэростата зависят от его аппетитов. «Со своей стороны, я предлагаю поучаствовать в 11 мероприятиях, как в Украине, так и за ее пределами. Участие в них украинской команды под эгидой бренда «потянет» для спонсора на $40-50 тыс. в год, — говорит Александр. — Корпоративные события — это уже личная инициатива собственника, на плечах федерации лишь оформление разрешений на полеты от местных властей и техническое обеспечение».

В оправданности этих расходов Александр Николаев без устали пытается убедить отечественные бизнес-круги: если сила ветра и визуальный эффект уже четверть века приносят коммерческую выгоду за рубежом, почему не использовать этот потенциал у нас? Дополнительные возможности развития коммерческого воздухоплавания Александр усматривает и в мастерстве наших пилотов: в прошлом году, например, пролет на трех связанных шарах под мостом в Каменец-Подольском не попал в книгу рекордов Гиннеса лишь потому, что не был уплачен вступительный взнос. А ведь подобные рекорды можно в принципе устраивать и под конкретного заказчика. Среди «заразившихся» в последнее время идеей воздухоплавания фигурируют и некоторые депутаты, охотно летающие под куполом. «Наши соотечественники неравнодушны к мировой моде, поэтому «воздушношаровой» бум обязательно накроет и Украину, — убежден Александр Николаев.

http://www.vd.net.ua/rubrics-5/1158/