18.06.2008  Георгий Емец (Дело, № 104, 18 июня 2008)
Бизнес "честных надувателей"  

Сразу после армии будущий, как он сам себя называет, "честный надуватель" Вячеслав Гардашник пошел работать фельдшером. Тогда он занимался тем, что пытался как можно дольше не отпускать человека на небо. Сейчас наоборот - запускает людей в небо и этим зарабатывает себе на жизнь земную.

Сначала в воздушный спорт, а вскоре и в воздушный бизнес Вячеслав пришел по наводке друга, который затащил его, киевлянина, в летную школу в Вильнюсе в далеком 1989 году.

Школьная шара

У фельдшера оказалась крепкая предпринимательская хватка, и, вернувшись в Киев, он довольно быстро сориентировался, создав свою фирму. После полугода обучения в Вильнюсе в феврале 1990 года Гардашник оформил свой бизнес официально. Так появилась компания "Спарт-Аэро".

Личные сбережения и 2,5 тысячи рублей, которые "фирмачи" сумели выбить из государства на развитие нетрадиционных видов туризма, потратили на покупку материалов для создания аэростата. Летательные аппараты Вячеслав создавал своими руками. Цехом для мастера стал зал местной школы.

Первый заказ "честного надувателя" даже по нынешним меркам был грандиозным. Его воздушное детище обслуживало Дни Великобритании в СССР. Гардашник с партнерами поднимал на газовых аэростатах флаг Великобритании над тогда еще площадью Ленина в Киеве.

На этом заказе "Спарт-Аэро" смогла неплохо заработать. Но этого было недо-статочно для покупки современного надежного теплового аэростата. Впервые предприниматели подняли в воздух тепловой аэростат лишь в середине 1991 года. Причем он был не их собственный, а литовский, который киевляне арендовали на летний сезон.

Деньги на чужом

В 1992 году у "надувателей" появилось сразу три тепловых воздушных шара. Их изготовил Феодосийский институт аэроупругих систем. Однако и эти аппараты не принадлежали предпринимателям. Их для рекламы купили спонсоры. И поскольку владельцы не имели возможности самостоятельно летать, шары отдали в пользование предпринимателям.

Так "Спарт-Аэро" работает до сих пор. Компания, которая хочет сделать рекламный шар, должна за свои деньги его купить. После этого хозяева передают свой шар в постоянное пользование профессионалам. При этом рекламодатели, безусловно, могут требовать присутствия этих шаров на своих корпоративных мероприятиях. "Спарт-Аэро" же со своей стороны обслуживает корпоративы и участвует во всевозможных соревнованиях на шаре с эмблемой компании.

В девяностые годы компания занялась выпуском еще одного вида продукции - надувных декораций и пневмоконструкций. Это фигуры огромных размеров, которые, как правило, украшают сцены больших концертов, площади во время каких-либо праздников или выступают "завлекухой" в рекламных кампаниях.

В 1995 году "Спарт-Аэро" сделала пятиметровый надувной мобильный телефон для рекламной кампании UMC. А в 1996 году компания выиграла тендер на изготовление партии трехметровых пейджеров для компании Motorola в Германии.

Погорели на миллион долларов

Пережив "девяностые" на подъеме, в 2003 году "Спарт-Аэро" в буквальном смысле слова погорела. Все оборудование, все аэростаты сгорели во время крупного пожара на складе. И хоть аэростаты были застрахованы, на случай пожара страховки не было, и никакой компенсации воздухоплаватели не получили. Ущерб предприниматели оценили в миллион долларов.

Все "живые" деньги вкладывались в бизнес, поэтому средств на быстрое хотя бы частичное восстановление не было. К тому же во время пожара сгорели не только свои аэростаты, но и рекламные, которые компании оставляют на хранение и пользование.

К большой удаче бизнесменов ни одна фирма не стала требовать возмещения ущерба. Более того, партнеры "Спарт-Аэро" настолько вошли в положение погорельцев, что не только не требовали денег, но и стали помогать. Они предоставили товарные кредиты на льготных условиях. Компании сделали несколько крупных заказов и сразу дали аванс. Кроме партнеров в восстановлении после пожара помогали и коллеги из Голландии и России, с которыми киевляне поддерживают дружеские отношения.

За пять лет "Спарт-Аэро" смогла полностью восстановиться, и сейчас у нее уже на два тепловых аэростата больше, чем было до пожара, - шестнадцать. Сегодня самый прибыльный проект компании - создание воздушных рекламных шаров. Час воздушной прогулки стоит 400 евро. А вот заказать аэростат с рекламой обойдется бизнесмену в 30 тысяч долларов.