01.05.2006 "Новости Турбизнеса", №9 (59)
Воздухоплаватели ждали у моря погоды. Она пришла...  

1-й этап 10-го Международного фестиваля воздухоплавания "Воздушное братство-2006" на Кубок городского головы г. Феодосия Владимира Шайдерова взял старт в воскресенье, 30 апреля. В музее А. Грина состоялось открытие выставки работ юных художников, участников конкурса на тему "Гармония природы и авиационных видов спорта". В понедельник, 1 мая участники "Воздушного братства" возложили цветы к монументу прославленного военачальника, героя Крымской войны, вице-адмирала Николая Михайловича Соковнина. Вечером все горожане и гости Феодосии поспешили на набережную, чтоб полюбоваться ночным свечением воздушных шаров. Но действу не суждено было сбыться в полном объеме. Сему причиной - дующий с моря ветер. К вечеру он усилился настолько, что на корню пресек желание наполнить горячим воздухом аэростаты. Газовое пламя непременно прожгло бы ткань, да и кто бы их на привязи удержал? Поэтому, дабы не нарушать традицию и не разочаровывать публику, запрудившую набережную, экипажи разогревали зрителей "драконовским пламенем", на фоне которого те и фотографировались. Зато фейерверк получился на славу и компенсировал моральный ущерб от недополученного запланированного зрелища.
ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ, А БОГ РАСПОЛАГАЕТ
Согласно программе фестиваля на следующий день на летном поле Кара-Гоз под Феодосией должна была проходить маевка с выездной торговлей, аттракционами, катание смельчаков "в свободном полете", а умеренно храбрых - на привязанных воздушных шарах. К сожалению, погода не соблаговолила измениться, из-за чего не состоялись ни массовые старты аэростатов, ни соревновательные полеты. Для тех, кто не в курсе. Полеты на тепловых аэростатах проводятся только в стабильном атмосферном слое (при отсутствии значительных осадков и скорости приземного ветра не более 5 мсек). Поэтому воздухоплаватели в прямом смысле ждали у моря погоды.
Но это не значит - бездействовали. Выезжали на место полетов дважды: вечером 4 мая - безрезультатно - и 5-го утром и вечером. Частично оправдалась утренняя попытка. С летнего поля Кара-Гоз стартовали 12 аэростатов из 19 заявленных для участия в соревнованиях. Остальные или сняли свои заявки, не дождавшись милостей от природы, или, как пилоты из Российской Федерации, отбыли на аналогичные состязания в Подмосковье. В этот раз ветер благоприятствовал воздухоплавателям, но волны тумана сократили продолжительность полета. Поэтому по решению спортивной дирекции, в зачет участникам соревнований пошло только первое задание -"Минимум дистанции" (пилот от точки старта за отведенное время должен преодолеть как можно меньшее расстояние). Согласно условиям 1 -го этапа, соревнования считаются состоявшимися при выполнении как минимум трех заданий в двух самостоятельных полетах. Оставалось еще два задания и последний резервный день 6 мая, на который было назначено официальное закрытие состязаний. От воздухоплавателей поступило предложение "сделать звонок в небесную канцелярию". По всей видимости, звонок был принят, и погода "пришла". В 6.30 утра с летного поля Кара-Гоз стартовало 9 аэростатов. Самые стойкие, жаждущие победы пилоты наконец-то смогли реализовать свои спортивные возможности, а автор этих строк полетать на воздушном шаре. Впервые!
ТАМ, ЗА ОБЛАКАМИ
Я "загрузилась" в аэростате "UMC" (Киев) под управлением Юрия Бейдика. Кроме меня и пилота в корзине находились штурман Игорь и обзервер - наблюдатель от судей - Аня. Задание называлось "Погоня за зайцем", и в него наряду с нами включились аэростаты "SV" и "Украина-Лукойл", "Гарант-Аско", "Мечта", "Славутич", "НВ", "ТНК"-спорт и "Оболонь". "Зайцем" был "ТНК" - большой из Киева под пилотированием единственной женщины-участницы Татьяны Бейдик. "Жена?", - первым делом спросила я у Юры". "А то хто ж? – полувопросительно - полуутвердительно откликнулся Юра. И добавил шутя: "Попробуй, догони!". Однако попробовал. Да так, что я, не успев толком адаптироваться к непривычным условиям, очутилась на высоте 450 метров в сплошных облаках! Зрелище, скажу вам, потрясающее. Полет "в никуда" длился не так уж и долго, ровно столько, сколько понадобилось для корректировки маршрута. Ведь задача наша, оказалось, не в том, чтоб догнать "зайца", то есть приблизиться к нему на минимальное расстояние, а в том, чтоб как можно точнее "отстреляться" по наземным целям.
ФОРТУНА - БАРЫШНЯ ИЗМЕНЧИВАЯ
Целей по ходу полета было три, помеченных белыми крестами из ткани. Именно в это ограниченное пространство нужно было попасть маркером -желтой лентой с камнем на конце. В нужный момент Юра раскрутил ее подобно праще и бросил вниз. Для меня навсегда останется загадкой, как, паря в облаках, можно попасть в заданную точку. Но факты - вещь упрямая. Наш маркер лег на расстоянии 14 метров от центра, а маркеры двух других участников еще ближе - в 7-5 метрах. Видимо, предвосхищая мою мысль, что, возможно, это на самом деле не так уж и сложно, другие аэростаты пролетели в небе "как фанера": в нескольких сотнях метров от цели. При снижении их пилоты допустили тактические ошибки, а ветер ошибок воздухоплавателям не прощает: ни за какие ковриги они не смогут изменить маршрут. По ходу движения мы поразили еще две цели, к сожалению, не так удачно. Но ребята не унывали. Юра сказал, что он летает не ради спортивных наград, а ради УДОВОЛЬСТВИЯ, к тому же, впереди еще два этапа, и кто знает, кому фортуна улыбнется. Она ведь барышня изменчивая. Однако некоторые участники позицию его не разделяли и, потерпев неудачу по сумме двух заданий, сошли с дистанции. А мы благополучно приземлились на дорогу, аккурат возле пастбища.
БОДАЛСЯ ТЕЛЕНОК... С ШАРОМ
Удивленное стадо буренок таращило глаза на огромный красочный шар, а к нам, вылезавшим из завалившейся набок корзины, направились два пастуха.
- Сейчас скажут, что коровы испугались, и мы должны компенсировать им моральный ущерб, - сказал помощник Юрия Игорь.
Я засмеялась удачной шутке.
- Не вздумай не поверить, - пригрозил мне Юрий. В советские времена мы с председателями колхозов поэтому поводу столько "набодались"...
Я решила поверить и... проверить. Благо, подошло двое пастухов-татар. Представьте, никакого неудовольствия они не высказали. Что значит перестройка! Пока ребята сдували шар и упаковывали оболочку, я побеседовала с ковбоями. Они выпасают поголовье в 110 коров и имеют за свою работу 20 грн. в месяц с каждого владельца. Нехитрый подсчет нарисовал цифру в 1100 грн. в месяц на каждого пастуха. Я довела эти сведения до своих "коллег" по воздушному братству, мы немного поспорили, много это или мало за столь специфическую работу, как подъехал автомобиль экипажа, в который мы и погрузили "рюкзачок" с корзиной. Сфотографировавшись на прощанье с "мирным населением", укатили отслеживать результаты "стрельбы" по целям. Сравнив свои результаты с имеющимися, смекнули, что задних не пасем, и с чистой совестью отправились на базу.
А в 14-00 все воздушное братство в парадной одежде собралось в картинной галерее им. И.К. Айвазовского. Там состоялась торжественная церемония награждения победителя. Не этого года, ведь только 1 этап отработали. Кубок чемпиона Украины "Воздушное братство-2005" получил пилот аэростата Владислав Клименко из Киева.
"НАРЕКАЮ КНЯГИНЕЙ"
ИЛИ СУХОПУТНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЕЙ
После этого был банкет. Все собравшиеся радовались успешному окончанию полетов в рельефе Крыма, а некоторые даже получили награды из рук Александра Николаева, президента Федерации, исполнительного директора мероприятия.
Что и говорить, весело отдыхает воздушное братство. Шутки, песни, танцы. Не соскучишься. В какой-то степени и я добавила людям веселья. Представьте, после полета, заместитель председателя Федерации воздухоплаванья Вячеслав Гардашник велел мне принести на банкет бутылку шампанского. Обязательно белого. Зачем, не сказал. Дескать, узнаешь. Во время банкета вызывает меня из зала "на воздух", где собрались теперь уж знакомые все лица, и говорит во всеуслышанье: "Нашего полку прибыло. Сейчас состоится церемония посвящения". Мой пилот велит мне преклонить на перчатку колено и читает с листа: "Вверительная грамота. Я, Юрий Алексеевич Бейдик, пилот теплового аэростата "UR UMO", сим документом удостоверяю, что 6 мая 2006 года Татьяна Козлова совершала полет, находясь в корзине теплового аэростата. Своими действиями пассажирка воздушного шара не посрамила кодекс воздухоплавателя и выражала глубокое восхищение и удовлетворение полетом. А посему повелеваю: пожизненно присвоить ей дворянский титул Княгиня Татьяна Крымская - Утренне Заоблачная".
Но это еще не все. Оказывается, меня наделили землями в окрестностях Феодосии, близ села Приветное, через которые я пролетала. Так что я теперь богатенькая. И вообще, иначе, как "Ваша светлость", прошу читателей меня не называть.
Не правда ли, прекрасный обряд посвящения новичка в воздухоплаватели? А шампанское, между прочим, понадобилось не для того, чтобы пить (вместо меня его выпили собравшиеся), а чтоб сбрызнуть струей газированного вина мою прическу. Во как! Заодно я узнала, откуда взялся этот обычай. Оказывается, в конце 18 века братья Монгольфер изобрели воздушный шар. А летать на нем никто не хотел. Боялись. И вот чтоб стимулировать смелость своих подданных, французский король Людовик XVI пообещал присваивать дворянское звание тому, кто не сдрейфил. А в качестве материального стимула прилагалась землица, которая стелилась под воздушным шаром во время полета.
БОГАТЕНЬКИЙ ДЯДЯ, КУПИ ШАРИК!
Да, было время... Сейчас для того, чтобы полетать, самим платить надо. В Киеве это будет стоить 500 долларов с корзины. То есть суммарно с троих пассажиров. А кому дорого платить за единоразовое удовольствие полетать, тот может приобрести шарик в личное пользование. Тысяч так за 20-30 евро, и, окончив школу пилотов, летать себе на здоровье хоть каждый день. А если таких денег нет, то можно и не покупать. А, получив удостоверение пилота, уговорить богатую финансовую, хозяйственную или банковскую структуру прибрести шарик в пользование. Для чего? Для имиджа! И в самом деле: крупнейшие производители пива и водки "Оболонь", "Славутич" и "SV" именные аэростаты имеют, а вот "Немиров", "Рошен" или, допустим, "Торчин" - нет. Им что, слабо? Прекрасный вид спорта, прекрасный пиар-проект для раскрутки городов и весей, прекрасное средство для привлечения туристов в рамках фестивалей воздухоплаванья и инсентив-туров. Полетели?!

Татьяна Козлова