10.10.2004 "Факты"
В Каменец-Подольском совершен уникальный полет трех связанных между собой аэростатов под мостом через речку Смотрич  

«Когда аэростаты оказались возле моста, ветер неожиданно переменился, и нас понесло на каменную стенку каньона»

Никто прежде столь сложных трюков на воздушных шарах не выполнял.
Полеты аэростатов в связке прикрепленными друг к другу тросами — одно из эффектных упражнений, которые под силу лишь высококлассным пилотам. Пролет под мостом еще более непростой трюк. Киевские воздухоплаватели решили объединить эти два сложнейших задания, совершив тем самым беспрецедентный полет трех 22-метровых аэростатов под мостом, высота которого — 54 метра. По словам пилотов, никто прежде подобного в мире не совершал.
В Украине есть подходящий для такого полета мост - возле Каменец-Подольского. За изящество его назвали «Бегущая лань». Он переброшен через живописнейший гранитный каньон, по дну которого течет речка Смотрич.
Попытки выполнить уникальный полет запланировали на конец октября. Но если для всех теплая погода была в радость, то пилотам монгольфьеров она приносила одни неприятности. Из-за высокой для осени температуры стояли густые туманы, к тому же у реки дул сильный ветер - это еще один неблагоприятный для полетов фактор. Пилоты и их помощники провели на берегу целую неделю. За это время они запустили около трехсот метеорологических зондов, надеясь улучить благоприятный момент для подъема аэростатов. Но, так ни разу и не взлетев, вернулись в Киев.
- А в минувшую пятницу, 5 ноября, установилась подходящая погода, - говорит вицепрезидент Федерации воздухоплавания Украины Вячеслав Гардашник - Мы не мешкая погрузили все необходимое – и в путь. Утром уже были в Каменец-Подольском. Всю ночь практически не смыкали глаз, но чувствовали себя неплохо. Настроение улучшилось, потому что тумана почти не было и дул умеренный ветер в нужном для нас направлении — вдоль каньона.
- Однако первая попытка завершилась неудачно, — вступает в разговор один из участников уникального полета, член сборной Украины и Британского королевского аэроклуба 43-летний пилот Юрий Бейдик.
- Поначалу полет шел по плану, но, когда связка аэростатов (она имела вид равностороннего треугольника) оказалась возле моста, ветер неожиданно переменился, и нас понесло на каменную стенку каньона. Пришлось на всю мощь включить горелки, чтобы быстро подогреть воздух в шарах и, поднявшись вверх, пролететь над мостом. Оказаться на безопасной высоте удалось, когда аэростаты были уже в нескольких метрах от «Бегущей лани».
Нам еще повезло, что ветер поменялся, пока мы не долетели до моста. Случись это в момент прохождения связки под мостовым перекрытием, ситуация была бы аварийной. Пришлось бы либо «бодаться» с опорами, либо идти резко вниз — а там деревья, река. Кстати, пару лет назад мне довелось пройти на аэростате под «Бегущей ланью» вплавь. Тогда также резко изменился ветер. Летевшие впереди ребята ушли вверх, а я решил рискнуть. Вот и пришлось приводняться.

«На пути моего шара оказалось дерево»

- Прежде мы не летали в связке. Был опыт синхронных полетов, но аэростаты не привязывали тросами, — говорит член сборной Украины, участник уникального полета 30-летний Владислав Клименко.
— Первая попытка пролететь под мостом подтвердила, что у нас получается главное - синхронно управлять своими аэростатами в связке, прежде всего подниматься и опускаться с одинаковой скоростью. Общались, как обычно, по рации, хотя в данном случае могли обойтись и без техники — расстояние между нами было метров восемь—десять. Активно вели переговоры с наземными группами, которые передавали нам массу нужной информации.
— Вторую, завершившуюся успехом попытку мы совершили после обеда, — рассказывает член сборной Украины, участник полета 25-летний пилот Алексей Пархоменко. — Важно, что мы сумели сделать правильные выводы по итогам первого полета, определив оптимальную точку старта. Ветер на этот раз сюрпризов, к счастью, не преподнес. И скорость была приемлемой — около 7,5 километра в час. Связка прошла метрах в десяти под полотном моста и в пятнадцати — от речки.
— Не обошлось без некоторых сложностей, — продолжает Юрий Бейдик. — На подлете к мосту на пути моего шара (он был крайний справа) оказалось дерево. Пришлось уходить вверх, и связку перекосило — я оказался выше остальных аэростатов. Но, залетая под мост, все же успел вернуться на прежнее место, выпустив немного воздуха из оболочки. После выполнения задачи мы вылетели из каньона, набрали высоту и распустив связку, спускались уже поодиночке.
— Как отметили успех?
— Праздничным ужином, — отвечает Алексей Пархоменко. — Впрочем, для продолжительного застолья не было ни сил, ни времени. Тем же вечером отправились домой в Киев.
Думаю, что связка из трех шаров — не предел, — говорит Вячеслав Гардашник. — В следующем году попробуем пролететь под «Бегущей ланью» пятеркой — ширина пролета моста позволяет это сделать.



Игорь ОСИПЧУК