17.07.1992 "Kиевские Новости" 20-й номер
Возвращение воздушного шара  

Подняться в небо на воздушном шаре?! Не правда ли, такое желание, возникшее на исходе нашего супертехнизированного двадцатого столетия может показаться если и не блажью, то уж точно, данью романтической ностальгии.
Но, оказывается, и сегодня живут и творят - увлеченные люди, возрождающие экзотику и романтику воздухоплавания. Корреспонденту «КН» посчастливилось узнать их в деле — и на земле, и в воздухе. Они — это энтузиасты из киевской фирмы «Спарт-Аэрос».
Все зависело от погоды. А она, как назло, накануне испортилась, зарядил дождь. Так что утром, придя в назначенный час к месту предполагаемого подъема шара — невдалеке от Андреевской церкви и Исторического музея, — ни я, ни сами воздухоплаватели еще не знали, удастся ли осуществить задуманное.
Листратенко воздухоплаванием на «тепловых» шарах занимается уже более трех лет. Школу пилотов окончил у коллег в Литве. Там же познакомился и подружился с воздухоплавателем Ляунасом Симнишкой - телемастером из Ионавы. Затем они неоднократно встречались на соревнованиях в Вильнюсе, Тракае, других местах.
... Обойдя окрестности, внимательно проследив за движением облаков на небе, пилоты решили перенести старт на небольшую площадку, найденную ими на северо-западном склоне горы, которым она обращена к урочищам Гончары и Кожемяки.
Расстилаем сшитую из тонкой, но прочной и непродуваемой ткани оболочку купола. Рядом ставим сплетенную из ивовых прутьев прямоугольную корзину для экипажа. В ней по углам закрепляются два баллона с жидким пропаном. А наверху, на четырех стойках, устанавливается металлический кронштейн, на котором подвижно крепится специальная спаренная горелка из нержавеющей стали, и к ней подключается один из баллонов. Затем кладем корзину на бок и подсоединяем стальные тросы, связывающие ее с куполом.
Запускается движок вентилятора, и воздухоплаватели начинают, как они говорят, «набивать» шар... Хоть я и ожидал начала подъема, однако так и не смог уловить мгновение отрыва от земли — настолько мягко мы стартовали. В считанные секунды остались внизу зеленые верхушки деревьев, и вот уже открылась панорама Подола и Днепра, Оболони и заречных далей. Еще выше — горизонт все шире и шире...

Из корзины видно, как внизу, в центре Подола — на Контрактовой площади — поднимается разноцветный купол еще одного шара. Это работают приехавшие из Феодосии воздухоплаватели НИИ АУС — Научно-исследовательского института аэроупругих систем.
... Массового катания на воздушных шарах в ближайшее время, пожалуй, не предвидится.
Подняться на них в небо пока что удается лишь счастливчикам. Мне довелось стать одним из них. Но аппетит приходит во время еды: теперь мечтаю уже о свободном полете.


Вадим ФЕЛЬДМАН